Описание Адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
МБДОУ д/с № 39 «Звёздочка»
на 2023 – 2024 учебный год
(разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и Федеральной
адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с ТНР)
Программа разработана и утверждена в соответствии с основными нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013, № 1155), документ с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 года N 955;
- Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022, № 1022;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены 28.09.2020, 01.01.2021);
- Уставом МБДОУ д/с № 39.
АОП ДО для обучающихся с ТНР разрабатывалась с учетом концептуальных
положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной
психологии и разработана с учетом Основной образовательной программы МБДОУ д/с №
39, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО), Федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с ТНР.
АОП ДО для обучающихся с ТНР включает следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
По своему организационно-управленческому статусу Программа обладает модульной
структурой.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые
результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых
ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы,
которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная
развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим
работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к
миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах
деятельности.
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в
общество.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования
обучающихся раннего и дошкольного возраста с ТНР в условиях дошкольных
образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Организационный раздел Программы содержит психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка с ТНР, особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения № 39.
АОП ДО для обучающихся с ТНР предназначена для специалистов и педагогов
МБДОУ № 39, в котором воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи.
Цель реализации Программы:
- обеспечить всестороннее и гармоничное развитие личности детей в группах
компенсирующей направленности в ДОО в различных видах общения и деятельности с
учетом специфики характерных ограничений для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- обеспечить условия для овладения детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью, коммуникативными навыками, фонетической системой русского
языка, элементами грамоты.
Задачи Программы (ФАОП п.10.2).
В области общего развития:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального
благополучия;
- равное обеспечение возможностей для развития детей независимо от их места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических
особенностей и особенностей, характерных для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- создание условий для развития детей в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и культурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
- организация разных видов деятельности ребенка и реализация программы в формах
игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- обеспечение поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,
готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении,
поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи
детей;
- пробуждение творческой активности, инициативы детей, желания самореализации в
творческой деятельности.
В области компенсации нарушений речи:
- развитие навыков правильной речи;
- устранение дефектов звукопроизношения;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям).
В образовательных областях.
Речевое развитие:
- развитие импрессивной и экспрессивной речи;
- развитие фонематической системы речи;
- развитие фонетической стороны языка;
- развитие речевого общения, коммуникативных навыков,
разговорной диалогической речи.
Познавательное развитие:
- сенсорное развитие;
- развитие психических функций;
- формирование целостной картины окружающего мира,
способности и интереса к познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие математических представлений.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие восприятия художественной литературы, музыки;
- развитие эмоциональной сферы, эстетического вкуса
различными изобразительными средствами;
- развитие творческого мышления и способностей в процессе
конструирования и моделирования, средствами различных видов творческой
деятельности;
- развитие музыкальных способностей, чувства ритма.
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование норм поведения, гендерных и гражданских чувств;
- формирование позитивного отношения к труду;
- развитие коммуникативных навыков.
Физическое развитие:
- формирование интереса к физической активности, основных
двигательных навыков;
- формирование представления об элементарных нормах и
правилах здорового образа жизни.
Задачи по разделу программы, формируемому ДОО (вариативная часть):
- формирование у ребенка навыков адекватного поведения в различных
непредвиденных и стандартных ситуациях;
- формирование основ патриотизма, чувства уважения к родному поселку и
родной стране, их истории и настоящему, начал гражданственности.
Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, особенностей нарушения речи; на
достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
образовательных программ дальнейшего уровня образования.
Образовательный процесс по программе строится на основе принципов:
- полноценного проживания ребенком всех этапов детства;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- создания условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательном процессе как полноправных партнеров;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка
в различных видах деятельности;
- учета этнокультурной ситуации развития детей;
- приоритетности коррекционного развития;
- интеграции усилий педагогического коллектива, родителей, дошкольников;
- коррекции и компенсации речевых нарушений;
- развивающего обучения;
- интеграции содержания.
В программу заложены следующие подходы к ее формированию и реализации.
1. Подход, основанный на идее целостности развития ребенка в условиях
эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного,
дающего возможность активно действовать и творить образовательного
процесса.
2. Культурно-исторический подход, рассматривающий формирующуюся в
процессе образования личность как продукт освоения индивидом ценностей
культуры.
3. Подход, учитывающий современность программы, ориентированный на
ребенка XXI века.
4. Подход к образованию дошкольника как педагогическому сопровождению;
как создание условий, стимулирующих развитие личности.
5. Системно-деятельный подход, способствующий формированию
познавательных интересов и действий ребенка в различных видах
деятельности, предполагающий, что дети самостоятельно делают
«открытия», узнают новое путем решения проблемных задач; включающий
развитие креативности и овладение культурой.
6. Дифференцированный подход к особенностям развития детей с речевыми
нарушениями.
7. Интегрированный подход: основой планирования содержания
образовательных областей является планирование, обеспечивающее
концентрированное изучение материала и коррекционной работы.
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.
1. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, в том
числе с тяжелыми речевыми нарушениями.
2.Особые образовательные потребности дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи.
3. Региональные, этнокультурные, социальные особенности осуществления
образовательности
деятельности.
Особые образовательные потребности детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Учитывая особенности детей с ТНР, программа включает:
- организацию систематической логопедической помощи в соответствии с
выявленными нарушениями речи;
- организацию координированного взаимодействия педагогических и
медицинских усилий логопедов, педагогов-воспитателей, медицинских работников,
родителей;
- организацию дифференцированной образовательной «траектории» в
зависимости от уровня и вида нарушения речи;
- здоровьесберегающий режим;
педагогическое
взаимодействие
с
семьей
в
процессе
коррекционноразвивающей работы.